Методы психологической работы
Вы здесь: ГлавнаяКорисна інформаціяСтаттіМетоды психологической работы

Методы психологической работы

Психологическое консультирование

В основе психологического консультирования лежит профессиональная помощь человеку и его близким в нахождении выхода из той или иной затруднительной ситуации и помощь в нахождении ответов на возникшие жизненные вопросы .

Я  работаю c людьми, которые хотят разрешить вопросы жизненных кризисов, семейных проблем, межличностных отношений, и многого другого; в процессе психологического консультирования, психолог не только обеспечивает эмоциональную поддержку и проявляет чуткость к текущему состоянию человека :  помогаю человеку сформулировать проблему, найти приемлемый выход из сложившейся ситуации и изменить свое отношение к ней. А еще, обучаю клиента противостоять стрессам, помогает развить реалистичность мировосприятия и с максимальной пользой раскрыть внутренние ресурсы. Встречи в нашем офисе в медицинском центре «БИО+» с психологом-консультантом обычно продолжаются от одного до двух часов(индивидуальный подход к каждому). Как правило краткосрочная психотерапия занимает от 6 до 8 консультаций, периодичностью один-два раза в неделю.  
Психологическое консультирование используется и в сотрудничестве с другими специалистами-врачами, которые могут назначить, одновременно, медикаментозное лечение. 

Когнитивно-поведенческая терапия

основана на принципах теории обучения, которая предполагает, что различные типы поведения развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Другими словами, реагируя на внешний стресс, мы вырабатываем в себе определенную модель поведения - привычную реакцию, возможно, что не всегда правильную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать какие-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать - от нее можно отучиться, обучиться новой, более правильной и полезной…  
Когнитивные методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций.С помощью когнитивных методик можно также изменить и характерное для подобного мышления фатальное восприятие паники, благодаря чему и укорачивается продолжительность самого приступа, и снижается его воздействие на наше эмоциональное состояние.  

Арттерапия

– это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование.  

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.  
Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся: неврозы повышенная тревожность, страхи низкая самооценка трудности взаимоотношений с окружающими депрессии стрессовые ситуации (в т.ч. семейные)  

Системная семейная терапия

Системный психотерапевт взаимодействует с семьёй как с целым, исследуя детерминанты этого сложного надличностного образования. Даже если он обращается к кому-то из членов семьи, он обращается к семье в целом, и терапевтическое воздействие своё он направляет на всю семью. Если он предлагает что-то изменить, то вовлекает в это изменение каждого, соответственно, для каждого переформулируя своё предложение, сообразно той функции, которую выполняет в семье данный человек.
В терапию приходят семьи, готовые и стремящиеся к изменению, но всеми силами старающиеся сохранить привычный способ поддержания сложившейся структуры отношений. Что привычно, то, как правило, не осознаётся. Поэтому, задача системного терапевта - понять и помочь семье сориентироваться в том как она устроена, и почему это устройство перестало выполнять свои функции.  

Методы, используемые при работе с детьми (от 3 до 11 лет)

В детском консультировании или психотерапии заказ на работу с ребенком с его проблемой исходит от родителей: именно родители обеспокоены тем, что происходит с ребенком, его поведением или общением с ними и с окружающими. Ребенок напротив, чаще всего удовлетворен собой и не считает, что ему необходима психологическая помощь. В этом и заключается сложность работы с ребенком, так как очень важно в последующем установить "рабочий альянс" с ним для дальнейшего оказания ему помощи.

Часто с проблемами и беспокойствами по поводу своих чад обращаются мамы. И первая встреча проходит с мамой, которая предоставляет предварительную информацию о причине обращения, развитии ребенка на разных возрастных этапах. Эта информация помогает в дальнейшей работе с ребенком, дает возможность оценить влияние родителей на ребенка, и какую роль они играют в возникновении проблем ребенка. Конечно же, мы рекомендуем параллельно психологическое консультирование родителей, так как это может оказывать влияние на изменение домашней обстановки и несет поддерживающую цель самих родителей, и оказывает более благоприятное воздействие на разрешение проблем самого ребенка.

В процессе индивидуальной работы с детьми психолог - психотерапевт использует одно из направлений практической психологии - детская психоаналитическая терапия в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Использование этих методов зависит от стадии развития и индивидуальных особенностей ребенка.

Игровая терапия

Первые попытки  проведения психотерапии с детьми предпринял З. Фрейд в 1909 году, помогая разрешить внутренние конфликты и страхи маленького мальчика Ганса. Игра начала включаться в терапевтический процесс с 1919 г. Анна Фрейд и Мелани Кляйн (детские психоаналитики) начали активно применять игровую терапию в работе с детьми.

Игра ребенка  выступает в трех основных функциях в психоаналитической игровой терапии. В первую очередь она позволяет аналитику установить контакт с ребенком. Во-вторых, игра позволяет психотерапевту наблюдать ребенка и получать информацию, на основании которой могут выдвигаться гипотезы о причинах возникновения проблем. И, наконец, игра является посредником при взаимодействии ребенка и аналитика. Не только ребенок может предоставлять терапевту информацию, которую он не смог бы сообщить другими способами, но и аналитик использует игру и описание игры для передачи информации ребенку, то есть аналитик дает интерпретацию, адресованную героям или объектам игры ребенка, а не самому ребенку. Тем самым, помогая ему достигнуть понимания своих внутренних конфликтов, что бы лучше справляться с ними в реальной жизни.

Песочная  терапия

Метод песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт впервые применила песок в игровой психотерапии с детьми. В последствии песочная терапия была разработана австрийским психоаналитиком, учеником З. Фрейда К. Г. Юнгом. Песочная терапия уже получила признание и широкую распространенность в Европе и США, а сейчас стала активно занимать позиции в Украине и постепенно начинает применяться в нашей стране.

Песочная терапия - один из современных методов психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми. Основными инструментами данного метода являются песок и миниатюрные фигурки, для создания песочной картины. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Во время игры в песок дети выносят свой внутренний мир во внешнее пространство и обыгрывают его. Внутренняя жизнь ребенка подчас драматична, у него существуют мучительные нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им рельеф.

Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис.

Песочная и  игровая терапии служат как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом.

Методы, используемые при  работе с подростками (от 13 лет)

Центральными проблемами этого возрастного периода является отделение от родителей и развитие устойчивого ощущения своего собственного "Я", развитие личной системы ценностей, так как до подросткового возраста ребенок принимает систему ценностей своих родителей, но затем как будто срывается с цепи. Он готов пересмотреть все ранее усвоенные ценности и стандарты. Это, конечно же, не означает, что все и вся будет меняться, но все же прежние установки подвергнуться сомнению.

В юношеском возрасте основная проблема это самоопределение и формирование собственного мировоззрения и самосознания - это этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Для всего этого необходимо подростку и юноше разобраться в себе, лучше понять себя и свой внутренний мир.

С подростками  в возрасте - от 13 до 20 лет, - работа при индивидуальном консультировании основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии (психоаналитическая психотерапия), принципа диалогического общения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и совместное разрешение ее. Так как особое значение в работе психолога с подростком приобретают такие аспекты, как полное принятие подростка таким, какой он есть. При этом подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки подростка и прояснения изменений, которые происходят в его внутреннем мире и в отношениях с окружающими.

 

Врач-психотерапевт

 Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Другие материалы в этой категории: « Криотерапия-морозная свежесть Боль в ухе »

Бути здоровим - це Ваш вибір!

Напишіть для нас щось добре:))

Email:
Ваше Имя:
Ваш отзыв:
Как настроение? Отличное?
1411262
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
За прошлый месяц
За все дни
61
105
670
1408820
4773
3605
1411262

Ваш IP: 3.17.186.218
Время: 2024-04-26 13:28:39

Сейчас 5 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте